Краевой некоммерческий детско-юношеский проект «Тимуровцы информационного общества»
Повышение компьютерной грамотности представителей старшего возраста является актуальной и социально значимой задачей.
Для обучения компьютерной грамотности граждан пожилого возраста с сентября 2010 года в Хабаровском крае на базе общеобразовательных учреждений организован краевой некоммерческий детско-юношеский проект «Тимуровцы информационного общества».
Школьники, обладающие практическим опытом в области использования ИКТ и занимающие активную гражданскую позицию, под руководством педагогов участвуют в волонтерской работе по обучению представителей старшего поколения основам компьютерных знаний с целью адаптации их в новом информационном обществе.
В результате реализации проекта постепенно повышается уровень сетевой и информационной культуры населения края.
Материалы для волонтерской работы
- Методические рекомендации для волонтеров детско-юношеского проекта «Тимуровцы информационного общества»
- Примерный перечень мероприятий для муниципального плана работы по реализации проекта «Тимуровцы информационного общества»
- Анкета будущего волонтера
- Анкета «Исследование компьютерной грамотности населения»
- Анкета по итогам обучения
- Модули учебной программы, разработанные в Хабаровском крае
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых «Основы компьютерной грамотности граждан»
- «Азбука интернета» (учебное пособие для пользователей старшего поколения: работа на компьютере и в сети Интернет)
- Перечень нормативных правовых документов
- Полезные ссылки
Команда «Твой друг»
- Амосова Светлана (8 класс)
- Иванова Кристина (8 класс)
- Чернобай Ольга (8 класс)
Руководитель: Бадикова Ольга Васильевна
Место работы:
МКОУ ООШ с.Джигда, кабинет информатики № 9
Часы работы трудового отряда:
пятница, 15.00-16.30
Примерный план рабочего дня:
15.00— 15.05 — вводный инструктаж, план работы на день.
15.05 — 15.45 — занятие с пожилыми людьми по освоению компьютерной грамотности.
15.45 — 15.55 — перерыв.
15.55 — 16.25 — занятие с пожилыми людьми по освоению компьютерной грамотности.
16.25 — 16.30 — подготовка к следующему занятию
Обучение навыкам пользования ИКТ проходит в несколько этапов:
- Вводный день. «Компьютерно-неграмотные» ученики знакомятся с «Тимуровцами информационного общества». Продолжительность — 1 занятие.
- Базовый курс. Тимуровцы обучают старшее поколение базовым навыкам пользования компьютером, а именно: устройство персонального компьютера, включение-выключение, азы пользования операционной системой, офисными приложениями. Продолжительность — 5 занятий
- Курс интернет-пользователя. Старшее поколение обучается навыкам работы с сетью Интернет и ее сервисами (электронная почта, поисковые системы, IP — телефония и др.). Длительность — 5 занятий.
- Дополнительный курс по работе с офисными приложениями. Длительность — 3 занятия.
Целевая аудитория
Основные целевые группы Движения — молодежь и все «компьютерно-неграмотные“ граждане Российской Федерации.
Тем не менее, особенно выделим несколько категорий:
- Школьники, учителя, студенты, преподаватели школ, вузов, представители администраций образовательных учреждений;
- пенсионеры;
- неработающие граждане, в первую очередь женщины;
- лица, утратившие работу во время кризиса;
- работники бюджетной сферы;
- бывшие военнослужащие, уволенные в запас;
- малообеспеченные граждане;
- лица с ограниченными физическими возможностями.
Содержание программы
Устройство персонального компьютера, включение-выключение, азы пользования операционной системой. Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Знакомство с основными устройствами ЭВМ. Правила техники безопасности. Освоение клавиатуры.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС: организация диалога с пользователем, работа с файлами, управление устройствами.
Работа с магнитными дисками и принтерами при сохранении и печати текстовых документов. Текстовые редакторы и принципы работы с ними.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции и пр. Интернет. WWW — Всемирная паутина.
Требования к уровню подготовки
Тимуровцев информационного движения»
«Учащиеся» должны знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав;
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
- что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др;
- что такое Интернет, какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
«Учащиеся» должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- вставлять флеш-карты и диски в накопители;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные допустимые редактором операции над текстом;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
- работать с таблицами;
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети.
№ | Тема занятия |
Операционная система Windows | |
1 | Устройства компьютера, их назначение и общие характеристики. Работа с мышью и клавиатурой. |
2 | Понятие программы. Классификация, назначение и краткая характеристика программ. |
3 | Рабочий стол и его элементы. Настройки рабочего стола. |
4 | Структура окон, работа с окнами. Понятие меню. Работа с меню «Пуск». |
5 | Организация хранения данных: папки, файлы, логические диски. Просмотр содержимого компьютера, перемещение по папкам. |
Древовидная структура вложенных папок. Работа с «проводником». |
|
6 | Работа с файловой системой: создание, переименование, перемещение, копирование папок. |
Удаление ненужных папок, восстановление ошибочно удаленных. Корзина. |
|
7 | Типы файлов, расширения. Поиск и организация файлов. |
8 | Работа со встроенными программами Windows: блокнот, Paint, калькулятор. Включение и выключение компьютера |
9 | Возможности компьютера, правила эксплуатации и ухода. |
Текстовый редактор Microsoft Word | |
10 | Структура окна Microsoft Word. Строка меню: состав, основные команды. Панели инструментов |
11 | Набор текста. Основные принципы работы с текстом |
12 | Редактирование существующего текста: работа со шрифтом, полями, выравниванием, списками. Основные требования к оформлению и редактированию текста. |
13 | Проверка орфографии. Сохранение файлов, печать |
14 | Вставка изображений |
15 | Создаем файл с текстом |
Интернет | |
16 | Правила этикета в сети Интернет, техника безопасности при работе с Интернетом. |
17 | Сервисы Интернет. Общение в Интернете |
18 | Электронная почта: создание почтового ящика, чтение, отправление электронных писем и открыток |
19 | Представление информации в Интернете. Поисковые ресурсы Интернет. Сохранение информации на компьютер |
20 | Работа на обучающей странице Интернет-ресурса движения |
Информация о ресурсах, которые могут использовать обучающиеся совместно с учителями в процессе обучения, а также в рамках дополнительной самоподготовки, для подготовки к государственной итоговой аттестации
- Демонстрационные материалы контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) 2020 года и предыдущих лет, правила заполнения бланков ЕГЭ в 2020 году
- Демонстрационные материалы контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена (далее — ОГЭ) 2020 года и предыдущих лет
- Открытый банк заданий ЕГЭ
- открытый банк заданий ОГЭ
- Тренировочные сборники экзаменационных заданий для подготовки к ГИА обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов
- Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года
- Видеоконсультации 2019 года (и прошлых лет) для участников ЕГЭ
- Видеоматериалы с советами родителям и выпускникам по психологической поддержке при подготовке к ГИА